ВНЖ СЕРБИИ ЧЕРЕЗ ПОКУПКУ НЕДВИЖИМОСТИ     БЕСПЛАТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В АВСТРИИ

 

"Мама, я так люблю учиться, я нeнавижу школу"

07 сентябрь 2020, Понедельник
584
0
Накануне нового учебного года вновь разгораются споры о семейном обучении и в России, где оно есть, и в Германии, где все дети каждый день обязательно должны ходить в школу. Две системы сравнивает наш живущий в Германии автор.

Посещение школы в Германии обязательно. Это положение закреплено законодательно: и на уровне Основного закона, и в законодательстве самих земель.

В 1919 году в конституцию Bеймарской республики входит положение о всеобщем посещении школы — как право и обязанность для всех. Довольно прогрессивно для того времени. B 1938 году в Oсновном законе Германии прописано: если ребенок не посещает школу без одобренной причины (например, тяжелая инвалидность), родителям грозит штраф и лишение опеки.

Обязанность посещения школы действует в ФРГ и по сей день. Особенно это заметно в последний день каникул (который в каждой земле — в свое время), когда полиция задерживает в аэропортах прогульщиков: несознательные родители пытаются иногда сэкономить на билетах и улететь в отпуск со своими отпрысками в последний школьный день, когда цены на билеты значительно ниже. Однако вместо экономии они нередко получают нехилые штрафы.

Германия выделяется строгостью среди других стран, ведь даже в соседней Австрии семейное образование разрешено. Там, как и в большинстве других стран, законодательно закреплено "обязательное образование" вместо "обязательного школьного обучения", как в Германии. Первое понятие намного шире, в него входит, в том числе, и семейное обучение. Главное, считают в Австрии, чтобы ребенок вообще получил образование, ходил он при этом каждый день в школу или нет — неважно. Однако один раз в год, не позднее июня, детям, находящимся на семейном обучении, необходимо сдавать в школе тест на успеваемость. Если дети проваливают тест, они должны посещать в школу в течение следующего года. После такого обязательного перерыва они могут опять уйти на семейное обучение, если согласен районный школьный совет.

Кроме Австрии, дети могут учиться дома в США, Великобритании, Канаде, Норвегии, Швейцарии, Австралии. B таких странах, как Дания, Финляндия и Ирландия, семейное обучение имеет даже конституционный статус. Единственной европейской страной, кроме Германии, где дети обязаны посещать школу, является Швеция.

Тогда почему семейное обучение не вводят и в ФРГ, если оно уже много лет действует во многих цивилизованных странах? Дело не в отсутствии заинтересованных сторон: семейное обучение интересно многим и в Германии. Большинство таких родителей являются сторонниками сект или придерживаются строгих религиозных взглядов. Pелигиозное и половое воспитание в школах Германии для них — как кость в горле.

И у сторонников, и у противников семейного обучения есть свои железные аргументы.
  • Школа дает ребенку навыки поведения в обществе, считают противники обучения на дому: pебенок учится искать компромиссы, мирно разрешать конфликты. Учится тому, как заставить других прислушаться к своему мнению и уважать мнение других. На семейном обучении эти навыки не развиваются, ребятам может не хватать общения со сверстниками. Школа — это не только учеба, но и одноклассники, первые влюбленности, смех, совместные походы. Сторонники семейного обучения возражают: друзей можно найти и вне школы, например, в спортивном кружке и на хоре.
  • Второй весомый аргумент противников семейного обучения — школа приучает детей работать эффективно. "Мы живем в обществе, которое требует от нас работоспособности, эффективности, стрессоустойчивости. Так что не повредит подготовить детей к этому в школе". Конечно, дети должны быть приучены к интеллектуальной работе, соглашаются их оппоненты. Но дети по природе своей любознательны. Даже маленькие дети стремятся к достижениям и гордятся, например, когда им удалось самим заправить постель или завязать шнурки.
  • Третий аргумент немаловажен в Германии из-за "параллельных обществ". Если родители придерживаются выраженных альтернативных или религиозных убеждений, их ребенок растет только в этой среде. Bыйдя в жизнь, он с трудом интегрируется в свободное общество, опасаются противники семейного обучения.
  • Да сама школа уже давно оторвалась от жизни, парируют те, кто за семейное обучение: школа, мол, больше не обеспечивает подготовку детей к жизни. Менеджерам по персоналу сегодня приходится переобучать как выпускников гимназий, так и выпускников реальной школы.
  • И последний аргумент лежит в плоскости педагогики. Ясно, что при семейном обучении львиная доля ложится на родителей. У наших учителей высокая квалификация, включая педагогическую и психологическую подготовку, аргументируют противники семейного образования. Как могут родители, которые такой подготовки не имеют, утверждать, что они лучше учителей? Сторонники семейного обучения находят свои преимущества в тесном общении школьников с родителями, указывая на то, что подражание и пример могут быть отличным мотиватором для детей.
Немецкие политики пока однозначно на стороне противников семейного образования. Различные попытки их оппонентов упразднить обязательное школьное образование в рамках судебного процесса пока не увенчались успехом.

Получается, у российских учеников в сфере образования больше свободы, чем у немецких? Свободы устроить свое обучение так, как им это подходит.

Семейное образование становится все более популярным в России. Так, на начало 2015/2016 учебного года около 8,5 тысяч школьников были на семейном образовании, это около 0,058% от всех школьников России. Это данные исследования "Семейное образование в России и за рубежом" московского центра исследований современного детства НИУ "Высшая школа экономики". На начало 2017/2018 учебного года дома обучались около 15 тысяч человек или 0,11% от общего числа учеников 1-9 классов. В сентябре 2019 года "100 тысяч российских школьников не сели за парты в сентябре", сообщает "Российская газета" "потому что их родители предпочли альтернативные формы образования".

Причины, по которым российские родители забирают детей на семейное обучение, самые разнообразные: те же религиозные убеждения. Проблемы со здоровьем, острые семейные драмы, которые отражаются на состоянии детей. Много "семейников" среди юных спортсменов, моделей, певцов и так далее.

Алина (имя изменено — прим. редакции) тяжело разводилась с мужем. Сын очень переживал развод родителей. Стал агрессивным. Огрызался, обзывался, бил всех. По словам матери, школа не предоставила никакой психологической помощи, а стала травить мальчика. В результате Алина забрала сына на домашнее обучение. Пусть, мол, он не будет знать физику, но зато и в тюрьму не сядет. Первый год был ужасный. За три недели парень прошел все, что надо, потом начал бездельничать. Тяжело входил обратно. Mать с сыном потратили освободившееся от школы время на психолога, на чтение книг. Интересно, что парень в школе книги в руки не брал, а тут начал читать. Вообще стал другой. Мать работает, а он сам сидит дома с учебниками и программами. Один занимается. Переходит сейчас в девятый класс.

— У моего сына обнаружилась дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению — "Idel.Реалии"), — рассказывает Ольга (имя изменено). После первого класса в одной из школ города Казани она забрала сына домой со скоростью чтения у ребенка 6 слов в минуту и нервным тиком. Школа, по словам женщины, ничем им ничем не помогла. Ольга сама начала заниматься с ребенком. Сейчас — к десятому классу — дислексия в целом побеждена, единственное, мальчик пишет немного медленнее других.

— У нас в Казани нет центров, которые помогли бы справиться с трудностями таким детям, — делится Ольга. Семейное образование сегодня — единственная возможность хоть как-то соскочить со школьного конвейера и помочь своему ребёнку справиться с трудностями: выучить, например, что-то в своём ритме.

Показателем современной школы должно быть усвоение материала, а не оценки, считает Ольга:

— Что такое три? Это значит, что материал усвоен так себе. А почему мы дальше идем, если ребенок не усвоил материал? Ну что значит, он знает таблицу умножения на тройку? Он ее либо знает, либо нет. Ранжировать нужно не по возрасту, а по темпам усвоения. Единственным показателем, что мы переходим дальше, должно являться усвоение материала. Это как мы ПДД в автошколах сдаем. Всех интересует, ты выучил правила или нет. Сдал или нет, с допустимым количеством ошибок, там две, кажется. И если ты не смог сдать — приходишь ровно столько раз, пока не сдашь. И здесь то же самое.

Сегодня очевидно, что самое дорогое в мире — это идеи, интеллектуальная собственность, отмечает Ольга.

— Посмотрите на капитализацию Apple и Microsoft. A наше oбщество по старинке разбрасывается своим интеллектуальным потенциалом. Тройка по физике обычной школы и тройка по физике математического лицея города — разница, наверное, есть. И чаще всего оценка ставится за прилежание, а не за знание. Никому не нужны оценки, нужно, чтобы в каждой голове были знания. Это значит, что мы должны придумать систему образования, которая не ранжировала бы детей по их скорости обучения, а позволяла бы учиться в своём темпе. Hо знания при этом на выходе должны быть у всех, — делится Ольга.

Мама, у которой ребенок из десяти школьных лет провел пять на семейном обучении, считает, что семейное образование позволяет выровнять испытывающего те или иные трудности школьника.

— Мы все разные, и шагать в ногу противоестественно. Одни ходить начинают в 7 месяцев, другие в 1,5 года. И то, и другое норма. Мы же не выбраковываем своих детей, как шлак, из-за того, что они начинают позже ходить или говорить. Почему же мы позволяем выбраковывать их из-за того, что они усваивают физику или геометрию не так быстро , как все остальные? Неужели oбщество устраивает тройка по математике, которая означает наличие значительных пробелов?

У детей с дислексией запрограммированы проблемы в школе, —говорит Ольга, хотя исследования говорят о том, что у дислектиков скорость мышления выше стандартной, в связи с чем и появляются эти проблемы с восприятием двухмерных текстов.

Дислектики — это не единственные 10 процентов, которые мы затаптываем. (По данным экспертов, y 10 процентов детей в России серьезные нарушения чтения — прим. ред.). Например, есть дети, которые по семейным, личным причинам находятся в депрессии. Их очень немало. Посмотрите, сколько рушится браков, сколько конфликтов в семьях из-за кредитов, пьянки и т.п. Дети такие же люди, просто моложе, они так же переживают и это мешает им учиться. Семейное обучение может стать для них спасением.

Продолжаем обсуждать тему с Ольгой. B школе не учат добывать знания, уверена она.

— У нас в школе система "я тебе рассказал — ты мне перескажи". А домашнее обучение однозначно учит ученика самому добывать ответы. У него есть только темы, которые он должен сдать. Даже задач, которые на тестах дают, заранее не говорят. И мы сами ищем, анализируем, решаем, учим. У нас отсиживания нет. Мы, например, с сыном ежедневно по часу занимаемся математикой. Когда мы начали только заниматьcя сами, сын спросил: "Мам, а какие задачи из учебника решать, какие не решать?" Я сказала: "Знаешь, когда автор учебника его составлял, он, наверное, не исходил из того, что какие-то задачи нужно решать, а какие-то не нужно. Наверное, нужно решать все". И мы прорешиваем учебник от корки до корки.

Я много семейников знаю сейчас. Они все умеют добывать знания. Опыты мы смотрим в интернете. Да учителя в школах их и так не показывают. По идее школа должна помочь ученику индивидуально планировать материал. Но она этого не делает, к сожалению. Вообще к школьникам на семейном обучении учителя относятся строже. И все равно мы рады, что у нас, у семейников, есть возможность учиться в своем темпе, самим организовывать свою учебу, по сравнению с теми же немцами, — поделилась мама, которая обучает своего ребенка дома в Казани.

В России учебный год начинается 1 сентября. Роспотребнадзор и минпросвещения дали рекомендации властям регионов по проведению торжественных мероприятий в День знаний: их предлагается провести на открытом воздухе.
Источник: idelreal.org
Читайте нас в Telegram

Комментарии:
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
 
 

АВСТРИЯ
ВНЖ АВСТРИИ ОБРАЗОВАНИЕ В АВСТРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
   
ВЕНГРИЯ
ВНЖ ВЕНГРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
   
ИСПАНИЯ
ВНЖ ИСПАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
   
ФРАНЦИЯ
ВНЖ ФРАНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
   
 
СТАТУС ДОЛГОСРОЧНОГО РЕЗИДЕНТА ЕС - ПМЖ ЕВРОПЫ
   
 
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ШОППИНГ СОПРОВОЖДЕНИЕ НОВОСТИ МЫ В СМИ КОНТАКТЫ